Арт-хаусные фильмы-это обычно небольшие фильмы, нацеленные на нишевые рынки. Многие арт-хаусные режиссеры и продюсеры создают фильмы для художественной ценности, им есть что сказать, и они имеют большую ценность, чем просто развлечение. Хотя некоторые арт-хаусные фильмы тоже могут быть невероятно занимательными.
Арт-хаус часто выходит за рамки жанров или использует несколько жанров для создания уникальных фильмов. В этом смысле артхаус и научная фантастика хорошо сочетаются. Научная фантастика-это жанр, который можно использовать для чего угодно, от больших блокбастеров (День Независимости) до маленьких малоизвестных персонажей, снятых в арендованных гаражных боксах (Детонатор). Он хорошо сочетается с другими жанрами, такими как хоррор, боевик, драма и арт-хаус.
Общая тема в научной фантастике-это состояние человека, и часто научная фантастика занимается глубокими вопросами, такими как то, что значит быть человеком, или смысл жизни вообще. Это также нечто общее между научной фантастикой и арт-хаусом. Поэтому нет ничего странного в том, что вокруг существует целый ряд великих артхаусных научно-фантастических фильмов. Они варьируются от хорошо известных классиков, таких как "Сталкер", до небольших постановок, таких как "Эволюция", которые оба включены в этот список. Многие великие режиссеры пробовали свои силы в артхаусной научной фантастике, в следующем списке всесторонний поклонник кино узнал бы немало имен.
Вот самые большие артхаусные научно-фантастические фильмы.
15. 451 градус по фаренгейту (1966)
"451 градус по фаренгейту" - это температура, при которой горит книга. Гай Монтэг (его играет Оскар Вернер) - пожарный, а это значит, что он просматривает вещи людей, чтобы конфисковать книги и сжечь их. Франсуа Трюффо, один из главных пионеров "французской Новой волны", берется за антиутопический роман Рэя Брэдбери. Он рисует картину общества самодовольного и намеренно невежественного. Люди живут в основном внутри, общаются через свои телевизоры и устраивают скучные вечеринки только для того, чтобы чувствовать себя "популярными". Самое главное, что они не читают книг, потому что все эти истории просто служат для того, чтобы сделать вас несчастными.
"451 градус по фаренгейту" - это одна из тех историй, которые имеют тенденцию возвращаться каждое поколение. Более уникальным аспектом "Фаренгейта " является то, что люди сами по большей части заботятся о своей цензуре. Таинственное правительство в фильме, кажется, позволяет даже читателям книг отдохнуть, если только они удаляются от нормального общества. И большинство людей, похоже, вполне довольны тем, что их не беспокоят книги; они достаточно хорошо наслаждаются своими поверхностными развлечениями и обезболивающими наркотиками. Параллели с нынешним обществом и в цензуре, и в масс-медиа, и в подъеме реалити-шоу очевидны. В большинстве обществ 1984 год никогда по-настоящему не наступал (к счастью), но наше самодовольство слишком распространено.
14. Временная петля (2007)
"Временная петля" - это изобретательный маленький научно-фантастический ужас, который следует за человеком, который случайно попадает в прошлое. То, что следует дальше, похоже почти на все фильмы о путешествиях во времени, запутанные и парадоксальные. Однако "Временная петля" умнее большинства и использует свои парадоксы, чтобы поднять напряжение и создать некоторые незабываемые образы. Он бросает вас в действие и не отпускает.
Способ работы "Временная петля" в этом фильме заключается в том, что петля закрыта: все, что происходит, уже произошло. Этот способ видения "Временная петля" противоречит идее свободной воли, но кажется более логичным, чем "Временная петля", который может изменить прошлое (что создает парадоксы, такие как случайное стирание вашего собственного существования). Это действительно превращает фильм в сложную шахматную партию действий и реакций. Что не означает, что это не развлекательно, темп ""Временной петли"" и напряжение сами по себе заставят вас посмотреть его.
13. Конфискатор (1984)
"Конфискатор" режиссера Алекса Кокса - один из тех редких фильмов, в котором сочетаются всевозможные элементы, которые, казалось бы, никогда не должны сочетаться. Но звезды, выстроившиеся в единое целое для "Конфискатора", и все части встают на свои места, чтобы создать динамичный странный фильм, переросший в культовую классику.
Отто (Эмилио Эстевес) - молодой панк, которого Бад (Гарри Дин Стэнтон) обманул, чтобы стать конфискатором. Остальная часть сюжета включает в себя машину с чем-то загадочным в багажнике, теневые правительственные организации и труп инопланетянина.
"Конфискатор" - это убогий маленький фильм, создающий мир странных и дисфункциональных персонажей, который фантастически интересно смотреть. Постепенно причудливый сюжет начинает проскальзывать в жизни этих героев, и то, что получает зритель, превращается в уникальное и хитроумное уморительное приключение.
12. Альфавиль (1965)
"Альфавиль" видит, как другой легендарный французский режиссер новой волны пробует свои силы в научной фантастике. Здесь Жан-Люк Годар представляет себе будущий внепланетный город Альфавиль как темный и жесткий, и населяет этот мир типичными киношными персонажами и сюжетом. Особенно впечатляет выступление Анны Карины с ее выразительными глазами в роли самой нуарной Наташи фон Браун. Секретный агент Лемми осторожно отправляется в Альфавиль, чтобы найти и уничтожить его правителя. Город и его жители в значительной степени зависят от компьютера Альфа 60, и их общество угнетает. Любовь и поэзия запрещены в пользу логики.
"Альфавиль", похоже, вдохновил многие фильмы на будущее. То, как Годар оживляет компьютер Альфа 60, напоминает Хэла в "2001", и типичная игра Годара с кинематографическими правилами была с энтузиазмом принята такими режиссерами, как фон Триер и даже Тарантино. Как всегда, Годар здесь экспериментирует с кинематографическим языком; его использование прыжковых разрезов, экстремальных крупных планов и камеры, удаляющейся от того, что мы ожидаем увидеть, чтобы подчеркнуть определенные детали. Это может не всегда работать идеально, но это всегда интересно.
11. Эволюция (2015)
"Эволюция" - это Лавкрафтовское видение, преследующее маленького мальчика, живущего на острове, где нет мужчин, только мальчики и взрослые женщины. Николя, которого впечатляюще играет молодой Макс Бребант, начинает выяснять, что все не так.
"Эволюция" режиссирует Люсиль Адзиалилович с точной рукой. Экспозиция здесь небольшая, и когда Николас начинает исследовать свое окружение (сначала остров, после кошмара вроде больницы), сцены, с которыми он сталкивается, редко объясняются. Настроение совершенно кошмарное, и режиссер Адзиалилович делает каждый кадр картиной. Предназначен для тех, кто любит быть погруженным в уникальное видение.
10. Трудно быть Богом (2013)
Режиссер Алексей Герман потратил почти 13 лет на съемки этого научно-фантастического фильма. Далее следует ряд ученых, посланных на планету, где обитатели уничтожают каждого человека, проявляющего интеллектуальность. Это привело к тому, что население фактически застряло в средневековых временах. Группа ученых захватила часть этого царства и правит, как боги.
"Трудно быть Богом" не так просто понять. Это длинный фильм, снятый в красивом черно-белом цвете в длинных дублях, и он не терпит никакой экспозиции. Он в основном показывает неясные ритуалы, мир, который он изображает, является жестоким, грязным, и рамка всегда переполнена предметами и людьми, не особенно покрытыми тем, что, как мы надеемся, является грязью.
Лучший способ классифицировать "Трудно быть Богом", вероятно, заключается в том, что он перекликается с извращенным, нигилистическим фильмом Тарковского. Внешний вид фильма сравним с "Андреем Рублевым"; с его многочисленными крестьянами, бредущими по грязи и дождю, но без духовных элементов, гипнотизирующих вас. "Трудно быть Богом" - это, скажем так, трудное время. Это жестоко, бескомпромиссно и неудобно. Но это абсолютно уникальный опыт.
9. Специальный полуночный выпуск (2016)
После двух нашумевших фильмов ("Укрытие", "Мад") Джефф Николс сделал эту малоизвестную научно-фантастическую жемчужину. "Специальный полуночный выпуск" следует за отцом и сыном, скрывающимися от властей; предполагается, что сын обладает особыми способностями, которые правительство хотело бы заполучить в свои руки.
"Специальный полуночный выпуск" - это что-то вроде научно-фантастической сказки. Сюжет держит вас в напряжении, с темами отцовства и этики. Как всегда Майкл Шеннон дает фантастическое представление,и финальный вывод "Специальный полуночный выпуск" - это красота. Вам не нужно знать слишком много о нем, просто погрузитесь в него.
8. Высшее общество (2018)
Роберт Паттинсон прошел долгий путь с тех пор, как играл сердцееда в "Сумерках". Он успел поработать с такими режиссерами, как Кроненберг и Херцог, и снялся в небольших интересных фильмах братьев Сафди и Роберта Эггерса. Теперь у него есть шанс поработать с Клэр Дени в "Высшем обществе", чтобы еще больше бросить вызов самому себе в этой странной научно-фантастической истории. Из-за странного эксперимента отец оказывается один на маленьком космическом корабле со своей маленькой дочерью.
Сильное мучительное исполнение Паттинсона-это центральная часть "Высшего общества". Хотя большая часть истории рассказывается как воспоминания и, таким образом, содержит других людей, сердцем фильма являются отношения Паттинсона с его ребенком. Помимо отцовства "Высшее общество" исследует такие темы, как этика, одиночество и реабилитация, выведенные на экран режиссером Денисом с густой, порой тревожной атмосферой.
7. Дикая планета (1973)
"Дикая планета" -захватывающий дух анимационный фильм режиссера Рене Лалу. Он следует за жизнью на планете, управляемой гигантскими синими инопланетянами (Драгами), которые сосуществуют с маленькими людьми. Драги признают, что люди разумны, но не видят никакой проблемы в том, чтобы иметь людей в качестве игрушек для своих детей или видеть дикую разновидность их как вредителей в целом.
"Дикая планета" - это действительно фильм о человеческой природе. И Драги, и люди на планете имеют человеческие черты, и фильм-это одновременно ода человеческой изобретательности, как и человеческой глупости. Посмотрите, как люди разумно обращаются с гораздо более крупными и продвинутыми Драгами, или как они иногда ослаблены междоусобицами. Параллель между тем, как Драги лечат людей, и тем, как люди на нашей собственной планете обращаются с другими разумными существами, очевидна. Но самое заметное из всего этого-великолепная анимация, креативное построение мира и дизайн существ, а также фанк-партитура Алена Горажье. Погрузитесь в фантастическую планету.
6. Бразилия (1985)
Кто не мечтает о том, чтобы оставить свою разочаровывающую работу и стать героем? Режиссер Терри Гиллиам снимает будущий мир вокруг Сэма Лаури (Джонатан Прайс) как красочный и по-кафкиански забавный. "Бразилия" следует за Сэмом Лаури, когда он пытается исправить ошибку и кто такой вышеупомянутый мечтатель. Он пойман в ловушку своей тусклой жизни, но его довольно приземленные поиски приведут его к тому, что он станет врагом государства с неопределенной верой.
Как и многие антиутопические фильмы, "Бразилия" заимствует у Кафки, чтобы нарисовать картину бюрократии, побеждающей личное человечество, и она заимствует у 1984 года, чтобы создать глубоко деспотичное правительство. Однако он уникален тем, как он смешивает эти темные темы вместе с юмором, чтобы создать что-то новое, никогда не теряя из виду свой реальный сюжет.
5. Детонатор (2004)
"Детонатор" - это дебют многообещающего режиссера Шейна Каррута. Каррут снял только два полнометражных фильма, но уже сейчас его уникальное видение и понимание кинематографического языка ярко выделяются. Третий фильм "Топиар" так и не состоялся, хотя некоторые его изображения можно увидеть на экранах компьютеров в его втором полнометражном фильме "Примесь". Похоже, что режиссер Каррут либо не может, либо не хочет идти на компромисс в своем видении своих фильмов, и "Детонатор" - прекрасный пример бескомпромиссного фильма.
"Детонатор" рассказывает историю двух мужчин, которые находят способ путешествовать назад во времени, используя машины в гаражном боксе. Однако довольно скоро их прошлое и будущее начинают сливаться в запутанную смесь, которую даже сами мужчины, похоже, больше не могут понять.
Каррут снимает и редактирует свой фильм таким образом, что вы попадаете прямо туда с главными героями. Другими словами, их смущение и разочарование становится вашим. Каррут также отвечает за кинематографию и партитуру фильма, который лучше всего описать как сказочный (или кошмарный). Его потребность контролировать каждый аспект своих фильмов может объяснить, почему их так трудно сделать, но это необходимо. Человеческий мозг не создан для путешествий во времени, это наверняка.
4. Экзистенция (1999)
Дэвид Кроненберг пробует свои силы в научно-фантастической истории и поднимает ее до гротескных высот. "Экзистенция" вышел в том же году, что и "Матрица", и хотя сюжеты имеют дело с похожими темами, они все же отличаются друг от друга на экране. Там, где в "Матрице" компьютерный мир чист и отшлифован, в "Экзистенции" цифровой мир грязен и сексуален. Одна из главных тем Кроненберга на протяжении всей его карьеры-это слияние плоти и неодушевленного материала, машины и человеческого разума. "Экзистенция" использует свои интересы повсюду. Подумайте о портах для вставки людей в игру, которые находятся в нижней части спины, кабелях, которые выглядят как кишки, и пистолете, сделанном из костей и хрящей.
Сюжет "Экзистенции" касается своего рода тестового запуска новой игры, создателя игры Дженнифер Джейсон Ли с экспертами по маркетингу. Все идет не так, и сюжет "Экзистенции" запутывается в разных слоях игрового процесса, в котором то, что является "истинной" реальностью, становится все менее и менее различимым. Фильму уже два десятка лет, и каждый задается вопросом, какие ужасы Кроненберг мог бы создать с помощью виртуальной реальности. Может быть, это и к лучшему, что мы ничего не знаем.
3. Побудь в моей шкуре (2013)
История создания этого фильма интересна: Скарлетт Йоханссон (играющая главную героиню) ездила по Шотландии, подбирая случайных мужчин в своем фургоне. Неоспоримо, что они все сюда попали. Некоторые из этих мужчин играют жертв в первой части фильма.
"Побудь в моей шкуре" - это сплав жанров, прежде всего ужасов и научной фантастики, основанный на плотной книге Мишеля Файбера. Сценарист-режиссер Джонатан Глейзер и писатель Уолтер Кэмпбелл делают сюжет более простым. Она следует за Скарлет Йоханссон как "женщина", которая охотится за мужчинами для зловещих целей, которая в конечном итоге находит в себе некоторую человечность.
"Побудь в моей шкуре" преуспевает в создании причудливых отчуждающих визуальных эффектов. В дополнение к тому, что он ужасен, он также Неотразимо красив, ни в малейшей степени не является дугой характера Йоханссона. Поиск человечности во второй части этого фильма, являющегося основным продуктом научной фантастики, интересен и трагичен. Поддержка всего этого-темная и одинаково отчуждающая оценка Мики Ливай. Джонатану Глейзеру удается сохранить все эти различные аспекты вместе, чтобы создать страшную, красивую и глубоко человеческую историю из всех ”Побудь в моей шкуре" отчужденных и абстрактных элементов.
2. Сталкер (1979)
«Сталкер» - вторая научно-фантастическая классика Тарковского, «Солярис» которого часто считают русским ответом на «2001». «Сталкер» следует за двумя мужчинами, которых проводник ведет в таинственную «Зону» сталкера, чтобы найти комнату, которая открывает самые сокровенные тайны, которые становятся реальностью.
Тарковский снимает "Зону" как красивое, но напряженное место, это заведомо запутанная область, и нормальные правила, кажется, не применяются. К сожалению, фантастические заброшенные и заросшие здания в «Сталкере» были не комплексом, а токсичным бывшим химическим заводом в Советской Эстонии. Скорее всего, это способствовало безвременной гибели Тарковского.
«Сталкер» - нелегкий фильм. Как и большинство фильмов Тарковского, он имеет дело с глубокими темами и позволяет своей камере погружаться в атмосферу, которую он создает. Это дает «Сталкеру» медитативное качество, которое могут оценить не все, но для тех, кто оценит, это может быть один из лучших научно-фантастических фильмов, которые когда-либо создавались.
1. Заводной апельсин (1971)
После создания одного из самых известных научно-фантастических фильмов в истории с "2001 год: Космическая одиссея" Кубрик создал гораздо меньший по масштабу фильм "Заводной апельсин" - экранизацию одноименного романа. Это оказался спорный фильм, и Кубрик вытащил британский релиз, в то время как США получили только сильно отредактированную версию. "Заводной апельсин" следует за Алексом, молодым человеком, который жестоко руководит небольшой бандой молодых людей только для того, чтобы оказаться в когтях судебной системы и стать частью нового "лечения".
Нетрудно понять, почему фильм был неоднозначным по своему выходу. Даже сегодня его изображения изнасилования и насилия Алекса и его "Другов" остаются тошнотворными, но больше всего бросается в глаза вызывающий взгляд на этику “Заводного апельсина”, который трудно забыть. Кубрик рисует будущее как классовое общество, в котором обездоленная молодежь реагирует насилием, а общество неспособно найти этические способы борьбы с преступниками. Ни одна из этих вещей не утратила своей стойкости, и "Заводной апельсин" по-прежнему вызывает у нас дискомфорт как с самим предметом, так и с его насилием.
Все это облито электронной партитурой Бетховена и с уникальными одеждами и архитектурными проектами, которые никогда не забудешь. Короче говоря: видение будущего Кубрика остается с нами и сегодня, а "Заводной апельсин" остается одним из лучших научно-фантастических фильмов, когда-либо созданных.