Когда речь заходит о ведущих представителях движения «Новый Голливуд», Брайан Де Пальма, несомненно, является тем, кто подвергается наибольшей критике. Возможно, сейчас в это трудно поверить, но его триллеры, такие как «Одеты для убийства» и «Подставное тело», не получили теплого приема при первоначальном выпуске. Даже его криминальные фильмы, такие как «Лицо со шрамом», не были высоко оценены критиками в то время, но с годами все больше и больше людей признают гениальность Де Пальма. Он снял множество фильмов - от комедий до криминальных драм, но, пожалуй, наиболее известен своими триллерами в стиле Хичкока, где он отдает дань уважения своему мастеру, но при этом задаёт свой собственный тон, атмосферу и стиль.
Фильмы Де Пальмы оказали влияние на многих режиссеров, от Тарантино до Баумбаха и даже на Терренса Малика. Если вы являетесь поклонником его творчества, ознакомьтесь со всеми его триллерами. Не обращайте внимания на критиков — «Роковая женщина», «Страсть» и «Воскрешение Каина» стоит посмотреть однозначно. А если вы хотите увидеть что-то похожее, может по тону, может по атмосфере или просто по сюжету, предлагаем 10 фильмов, которые вам понравятся:
Немой свидетель / Mute witness / 1994
Европейский фильм совместного производства, снятый режиссером Энтони Уоллером. В своей рецензии на фильм критик-ветеран «Нью-Йорк Таймс» Джанет Маслин пишет: "В нем есть нагота, насилие и гораздо меньше ужасов, чем если бы его снимал Брайан Де Пальма, чье влияние сиьльно отражается на стиле мистера Уоллера".
Действительно, стиль Де Пальмы очень заметен в этом восхитительном триллере с неожиданными нотками юмора. Сюжет повествует о гримерше Билли, немой девушке, которая работает над фильмом в жанре слэшер в Москве. Прежде чем перейти к деталям сюжета, следует сказать, что Москва - очень вдохновляющий выбор для такого рода фильма. Особенно вся постсоветская атмосфера нестабильной России начала 90-х создает очень интригующий и увлекательный фон для фильма. Как бы то ни было, нашу девушку случайно запирают в киностудии. Там она становится свидетелем того, как другая съемочная группа снимает дешевый порнографический фильм. Сначала ее это забавляет, но потом секс превращается в жестокость и садизм. В итоге на её глазах происходит ужасное убийство. Билли становится объектом преследования преступной съемочной группы.
Очевидно, поклонники фильмов «8 миллиметров» и «Дипломная работа» найдут параллели, но что выделяет «Немого свидетеля», так это его герой. Конечно, наличие немого свидетеля – это не то, чего никогда раньше не делали - от «Дождись темноты» с Одри Хепберн до современной «Тишины» Майка Флэнагана - но трудно сделать это эффективно. Уоллер отлично справляется с этой задачей: он создает интересного главного героя, знает, где добавить юмор, и дает нам историю, полную острых ощущений, поворотов и развязок. Фильм очень напряженный и захватывающий, он наполнен интригой, действием и драмой.
Окно спальни / The Bedroom Window / 1987
У Терри Ламберта роман с Сильвией, женой его босса. После вечеринки Сильвия навещает Терри в его квартире, и ночью, выглянув из окна спальни, становится свидетелем нападения насильника на молодую девушк Дениз. Когда он видит, что Сильвия наблюдает за ним, он отпускает свою жертву и убегает. Обеспокоенные тем, что интрижка может быть раскрыта, влюбленные решают, что Сильвия не будет выступать в качестве свидетеля, вместо этого Терри просто даст показания полиции о том, что это он наблюдал за преступлением. Терри дает полиции описание нападавшего, хотя сам его не видел. Когда преступника арестовывают и предъявляют обвинение, Терри приходится давать показания в суде, и, конечно же, история закручивается, главный герой становится главным подозреваемым.
Одной из причин для просмотра фильма это игра молодой Изабель Юппер. В фильме много того, что понравится поклонникам Де Пальмы: Кертис Хэнсон берет многое из фильма «Окно во двор» (так же, как это сделал Де Пальма в «Подставном теле»), но после основной сюжетной линии история приводит зрителя в неожиданные места. Не все моменты выглядят убедительно, но вы же не для этого смотрите подобные фильмы. Атмосфера, чувство напряженности, красивые кадры и наличие интересных поворотов заставляют вас увлечься сюжетом. Фильм основан на романе Энн Холден «Свидетели (The Witnesses)».
Торжественный финал / Grand Piano / 2013
Простая концепция триллера, но она работает. Возможно, она также вдохновлена фильмом Джоэла Шумахера «Телефонная будка». Сценарий Дэмьен Шазелла рассказывает о пианисте с боязнью сцены (Элайджа Вуд), который дает концерт под пристальным взглядом таинственного снайпера (Джон Кьюсак). Тот обещает застрелит его, если он сыграет неверную ноту. Сюжет действительно похож на «Телефонную будку», но представьте себе, что это фильм на тему классической музыки, а вместо Шумахера его снял Де Пальма.
Режиссер Эухенио Мира неплохо справляется с созданием напряженной обстановки, и, конечно, когда вы снимаете такой фильм, вам нужна пара отличных исполнителей. Вуд и Кьюсак не совсем Фаррелл и Сазерленд в этом фильме, но они все равно великолепны. Поскольку фильм не слишком длинный и темп хороший, вам, вероятно, не придется скучать.
Конечно, «Торжественный финал» не обязательно имеет глубокий смысл, и его идея не очень убедительна (как и некоторые повороты Де Пальмы), но с другой стороны, как уже упоминалось в предыдущем фильме, вы здесь не ради идеи. Вы собираетесь увидеть, как богатое и напряженное исполнение может заставить сомнительную идею работать. В этом и заключается магия кино. Имя Шазелла в основном ассоциируется с фильмами на музыкальную тематику, поскольку он сделал на них карьеру, но когда смотришь «Одержимость (Whiplash)», легко заметить, что у него есть чувство триллера, и это проявляется в его сценарии здесь.
Незабываемое / Unforgettable / 1996
Джон Дал - невоспетый герой нео-нуаров 1990-х годов, снявший такие замечательные фильмы, как «Придорожное заведение» и «Последнее соблазнение». Эта его работа осталась незамеченной, потому что она была слишком амбициозной сама по себе, и критики сочли ее очень запутанной и временами сбивающей с толку. Возможно этот фильм и не идеален, он все же представляет собой занимательное зрелище. Даже, можно сказать, увлекательное.
Судмедэксперт из Сиэтла доктор Дэвид Крейн очень заинтересован в исследованиях Марты Бриггс по передаче воспоминаний между крысами в лаборатории. Крейн предлагает себя в качестве первого подопытного человека, но Бриггс отказывает ему из-за вероятности осложнений. Вечером Крейн тайно крадет необходимое вещество и смешивает его со спинномозговой жидкостью своей убитой жены. Теперь он может вспомнить фрагменты убийства, но это только еще больше осложнит его дальнейшую жизнь.
Стиль Даля дает большую свободу Рэю Лиотте и Линде Фиорентино - которая также блистает в «Последнем соблазне» - для более правдоподобного исполнения этих интересных персонажей. Стиль Даля не только вдохновлен нуарами, но и, по-видимому, заимствует что-то из итальянских ужасов, а также стиля Де Пальмы.
Нож в сердце / Un couteau dans le coeur (Knife + Heart) / 2018
Говорят, что Де Пальма рассматривал возможность постановки ленты «Разыскивающий» до того, как за проект взялся Уильям Фридкин. В этом сложном и непредсказуемом фильме чувствуется, что он снял его в стиле своего «Призрака рая (Phantom of the Paradise)» и с тем же чувством, которое вы испытываете от «Бритвы (Dressed to kill)». Он даже использует фрагменты саспенса с разделенным экраном, что является очевидной данью уважения мастеру, и такие отсылки делают этот фильм удовольствием для киноманов. Фактически, фильм, скорее всего, привлечет только ценителей кино из-за своей дрянной эстетики - какой бы великолепной и стильной она ни была, даже одного этого может быть достаточно, чтобы оттолкнуть некоторых зрителей.
Режиссер Ян Гонсалес создает триллер в стиле Да Пальмы с большим количеством кэмпа. В своем стиле он не забывает и о мастерстве джалло. Сюжет разворачивается в Париже конца 70-х годов, где продюсер третьесортного гей-порно пытается вернуть своего редактора и любовницу Лоис, сняв амбициозный фильм, но внезапно одного из актеров убивают, и все выходит из-под контроля. Даже сюжет звучит как нечто очень необычное, но он не является важным аспектом этого фильма. Это не какой-то фильм с большой глубиной или что-то в этом роде. Если уж на то пошло, то это скорее фильм настроения. Некоторые элементы здесь не работают так хорошо, как должны, но когда фильм работает, он действительно работает.
Дорога на Арлингтон / Arlington Road / 1998
Мы говорили о соседях. Действительно, со времен «Окна во двор (Rear Window)» было много фильмов, в которых люди наблюдают за своими соседями, за своим окружением или попадающих под подозрение своих соседей. «Дорога на Арлингтон» - один из них; он более серьезен, чем некоторые триллеры Де Пальмы, например, «Подставное тело», но все же имеет сходство с его фильмами, особенно с картиной «Прокол (Blow Out)», поскольку в этом фильме речь идет о политическом терроризме. Дорога на Арлингтон не совсем тот же уровень, но все же это захватывающий таинственный фильм с элементами социальной драмы, который удовлетворит многих любителей параноидальных триллеров.
Фильм в основном задает вопрос: "Что бы вы сделали, если бы ваши соседи оказались радикалами, склонными к политическому терроризму?" Майкл Фарадей, профессор истории в Университете Джорджа Вашингтона и эксперт по американскому терроризму, начинает подозревать в этом своих соседей. Джефф Бриджес и Тим Роббинс хорошо сыграли главные роли, но можно утверждать, что самая страшная сцена в фильме происходит, когда героиня Джоан Кьюсак понимает, что Хоуп Дэвис следит за ней. В целом, «Дорога на Арлингтон» - это многослойный, впечатляющий саспенс.
Жар тела / Body Heat / 1981
Нед Расин - довольно некомпетентный адвокат, имеющий небольшой офис во Флориде и постоянно меняющий знакомых женщин. Когда он встречает замужнюю Мэтти Уокер, у него начинается с ней страстный роман. После нескольких жарких ночей они оба решают убить богатого мужа Мэтти, Эдмунда. Мэтти говорит Неду, что на основании завещания она унаследует половину имущества, а другая половина достанется дочери сестры Эдмунда.
Ок, может быть, это не слишком похоже на Де Пальму, если подумать, потому что стили достаточно разные, но в то же время это триллер из той же эпохи; в нем есть роковая женщина, нео-нуар с похожим мировоззрением, и в обоих много влияния Хичкока. Тарантино однажды сказал, что Де Пальма - это как свободная от цензуры версия Хичкока. Действительно, подобные фильмы используют возможности нуара в эпоху без цензуры. Фильм снятый под влиянием картины Билли Уайлдера «Двойная страховка (Double Indemnity)», он также примечателен тем, что положил начало карьере Кэтлин Тернер, но обратите внимание на великолепную роль Микки Рурка в двух сценах, которая почти уводит на себя весь фильм.
Простая просьба / A Simple Favor / 2018
Вы уже посмотрели фильм «Страсть»? Если нет, то, пожалуйста, посмотрите, потому что не так много режиссеров снимают подобные фильмы. Эротическая составляющая и кэмп, были неотъемлемой частью триллеров Де Пальмы, и «Простая просьба» - это своего рода дань уважения таким фильмам. У этого фильма были все предпосылки стать культовым, и, похоже, в последнее время у него появилось много новых поклонников. Так что готовьтесь к возможному сиквелу.
Фильм «Простая просьба» рассказывает об исчезновении женщины и о том, как это ставит других главных персонажей в подозрительное и непонятное положение. Нет необходимости вдаваться в подробности сюжета, потому что фильм получился настолько удачным, за счет того что Пол Фиг использует очень тонкую грань между таинственным триллером и слегка комедийным фильмом. Создать правильный тон и баланс очень сложно. Всего одна ошибка может стать фатальной, но, к счастью, Фиг знает, где нужно перегнуть палку, а где остановиться, и поэтому «Простая просьба» отлично работает в обоих направлениях - это оригинальная, интересная история сама по себе, но она также работает как, своего рода, пародия на подобные фильмы. Он как будто одновременно относится к материалу и серьезно, и несерьезно, что отлично работает на благо фильма. Прекрасная эстетика, костюмы, использование цвета и великолепное исполнение Анны Кендрик и Блейк Лайвли также помогают. Лайвли, на самом деле, становится почти иконой в этом фильме.
Двуличный любовник / L'amant double / 2017
Хлоя, бывшая модель, страдает от болей в животе и депрессии. По совету врача она обращается к психотерапевту Полю, в которого влюбляется. Спустя несколько месяцев пара съезжается. Вскоре Хлоя понимает, что Поль держит в секрете от нее часть своей личности. У него есть брат-близнец по имени Луи, который тоже работает психологом. Хлоя анонимно записывается к Луи как пациентка, и, вскоре, закручивает с ним тоже страстный роман. Но понимает, что личность Луи сильно отличается от брата.
Эксцентричный, дрянной французский триллер, в котором встречаются стили Дэвида Кроненберга и Брайана Де Пальмы. Постоянно прослеживается связь с картинами «Связанные насмерть (Dead Ringers)» и «Сёстры (Sisters)». Франсуа Озон - один из самых интересных европейских режиссеров сегодня, и интересным его делает то, что он продолжает снимать фильмы один за другим. Он очень продуктивен, но при этом удивительно многогранен. Хотя его характерные черты зачастую очевидны, он также любит платить дань уважения и исследовать различные жанры. Озон и раньше снимал триллеры: в «Бассейне (Swimming Pool)» можно заметить много хичкоковского влияния, но, кажется, в «Двуличном любовнике» он больше склоняется к Де Пальме.
Она / Elle / 2016
Продюсер этого фильма, Бен Саид, на самом деле, работал над новым проектом Де Пальмы, фильмом ужасов/триллером под влиянием Вайнштейна. Неудивительно, ведь между триллерами Де Пальмы и голландского режиссера Пола Верховена есть некоторое сходство. Они, безусловно, любят свои психосексуальные шаблоны, и у них обоих есть фильмы, которые были раскритикованы при выпуске, но восхвалялись ценителями кино в будущем.
Фильм «Эль» начинается с жестокого сексуального нападения, свидетелем которого становится домашний кот, снятого безупречным отрешенным видом, но Верховен не заинтересован в дешевых острых ощущениях, и насилие никогда не бывает ради насилия. Этот фильм невозможно понять без присутствия Изабель Юппер в роли, которую отвергли многие кандидаты, но легендарная актриса сочетает в себе хрупкость и силу, в стиле главных героинь лучших триллеров Де Пальмы. Она - нарочито неоднозначный персонаж, которому очень трудно сопереживать, несмотря на то, что она страдает от насилия уже на первой минуте фильма. Трудно описать «Elle» без спойлеров, но спойлеры - это не обязательно детали сюжета, а то, что вас ожидает, потому что персонаж и развитие событий настолько непредсказуемы и настолько увлекательны, что это не передать словами, лучше самому увидеть!