6 причин, почему «Китайский квартал» - лучший фильм в стиле нео-нуар
Если решающая встреча между Джеком Николсоном, звездой "Чайнатауна"; Роберт Таун, сценарист фильма; Роберт Эванс, влиятельный продюсер Paramount; и наконец, что не менее важно, Роман Полански был показан в книге Паоло Коэльо, он будет отвергнут с предельной снисходительностью всеми критиками. Это, без сомнения, будет считаться какой-то явно манипулятивной фантазией «чувствовать себя хорошо» или случаем уже клинического бреда. И все же Николсон и Таун были близкими друзьями и соседями по комнате в Лос-Анджелесе в течение ряда лет, в то время как Эванс оказался их общим другом, а также имел дружбу с Полански, который в то время жил в Риме.
Эванс предложил Тауну написать экранизацию «Великого Гэтсби», но в итоге они рассказали о более масштабной истории коррупции во время сильной засухи в Лос-Анджелесе в 1910 году. Таун услышал историю о масштабном водном скандале во время засухи от своего отца. Однако, когда Эванс пригласил Полански в Лос-Анджелес, чтобы поговорить об этом, они решили перенести эту историю в середине-конце 1930-х годов.
1. Броская предпосылка
Прохладный и беспечный детектив в 1930-х годах Лос-Анджелес, проводя обычное расследование, оказывается в центре сверхсложной коррупционной схемы, включающей жадность, фальшивые контракты и убийства.
Главный герой - приятный и харизматичный, но морально неоднозначный персонаж, который идеально подходит для зрителей.
2. Удивительная архитектура зрения - сценарий
Джек Гиттс, харизматичный и в меру успешный детектив, нанят богатой женщиной, г-жой Эвелин Малрей. за то, что кажется рутинным расследованием внебрачной связи.
Вскоре Гиттес находит, что женщина, которая его наняла, не та, кем она притворялась. Настоящая Эвелин Малрей оказывается не только справедливо озадачена, но и настроена подать в суд на главного героя.
Интересно, что Эвелин оказывается женой недавно умершего главного инженера компании по водоснабжению и электроснабжению в Лос-Анджелесе, которая только что была вовлечена в коррупционный скандал.
Заинтригованный, а также обиженный своей гордостью за то, что им манипулировали по причинам, которые он просто не может даже понять, Гиттес решает продолжить расследование этого вопроса. Тривиальная неверность или нет, но у мужа настоящей Эвелин Малрей, казалось, была внебрачная связь.
Еще более интригующим является то, что Холлис Малрей также находится в центре серьезных противоречий; он отказывается строить плотину, которая будет служить интересам нескольких влиятельных и богатых людей в сложной схеме недвижимости, чтобы присвоить дешевые земли, пострадавшие от засухи в долине Сан-Фернандо. Как только земли будут включены в Лос-Анджелес, план состоит в том, чтобы «внезапно» орошать их через плотину и при этом немедленно взорвать их коммерческую ценность.
Немного истории Лос-Анджелеса, возможно, имеет решающее значение для понимания этой части сюжета: подобная плотина была построена в Лос-Анджелесе в 1929 году, но планы строительства были настолько плохими, а жадность капиталистов была настолько огромной, что плотина вышла из строя и затопила , убив сотни людей в районе Санта-Паулы.
Тем не менее, Холлис показывает на публичных слушаниях, что планы строительства плотины настолько плохи, что «она не состоится. Я не буду строить это. Это так просто. Я не буду повторять одну и ту же ошибку дважды ». Находясь в суде, Гиттс замечает мужество и честность Холлис.
Вскоре после этого Уолш, один из двух помощников главного героя, показывает Гиттесу фотографии Холлис, сражающейся со стариком. Уолш, скрытый на расстоянии, способен перехватить только одно слово: «Applecore».
Когда Холлис Малрей оказывается мертвым - утонувшим в разгар засухи - небрежное и сардоническое поведение Гиттеса начинает ухудшаться, так как в первый раз в его карьере он занимается чем-то, что выходит за рамки обычного внебрачного расследования , На самом деле он имеет беспрецедентный масштаб заговора и может также иметь опасные для жизни последствия.
Когда он встречается с отцом Эвелин Ноа Кроссом, патриархом жадности и коррупции в Лос-Анджелесе, Гиттс не только узнает, что он является совладельцем компании по водоснабжению и электроснабжению в Лос-Анджелесе, но и развлекает элиту на высшем уровне. масштабный морской клуб под названием Альбакор.
Джек Гиттс поражен массивным откровением: «Альбакор» звучит подозрительно близко к «Эпплкору», слову, подслушанному Уолшем во время битвы Холлис Малрей с загадочным стариком.
Другая зловещая деталь в том, что могущественный магнат перед Гитте, похоже, напоминает парня, сражающегося с Холлис, на картине, снятой Уолшем. Ну, по крайней мере, настолько, насколько ограниченная видимость в ночных условиях позволяет получить достоверную идентификацию. И снова, фотография была сделана за ночь до того, как Холлис оказалась мертвой.
Джек Гиттес есть в каждой сцене фильма. Аудитория никогда не узнает больше, чем главный герой, следуя интуитивным невзгодам Гиттса, раскрывающим заговор с участием высших уровней власти и бизнеса, а также его постепенное разочарование, когда он понимает, что гнусный Ноевский Крест находится за пределами ответственности.
Антагонист владеет городом; водно-энергетическая компания, земля, большая часть прессы, несколько компаний и несколько судей находятся «в его карманах».
Это очень умная концепция, поскольку аудитория следит за постепенным раскрытием сверхсложной и вполне заслуживающей доверия схемы коррупции детективом, который умен и также циничен в отношении человеческой натуры (хотя все еще довольно гуманен, как продемонстрировал, предлагая своему первоначальному клиенту стакан виски и скидка).
Если бы персонаж Джека Гиттеса был похожим на Вольтера «гениальным», или, не дай Бог, комедийным персонажем «рыба из воды», фильм, очевидно, был бы лагерным комедийным тоном. Аудитория должна идентифицировать себя с главным героем, который обладает правдоподобной эмпатией, даже если его мораль несколько сомнительна.
Тот факт, что у «Чайнатауна» есть очень уверенный главный герой - почти до степени дерзости - допускает очень обширную и нюансированную дугу персонажа, поскольку Джек Гиттес медленно опускается в недоумение, разочарование и, наконец, экзистенциальную отставку.
3. Джек Николсон и Фэй Данауэй - лучшие художники на службе истории
Оба актера заработали номинации на Оскар за свои выступления в «Китайском квартале».
В то время как Фэй Данауэй на удивление проиграла Эллен Берстин в фильме Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет», то, как Джек Николсон не забрал Оскара домой за его приземленное и нюансированное выступление в «Чайна-тауне», совершенно странно.
Dunaway уже был номинирован на Оскар за ее удивительное выступление в «Бонни и Клайд» в 1967 году, но Джек Николсон практически «подписался» на номинации на Оскар, даже до того, как он сыграл главную роль в шедевре Романа Полански, собрав не менее трех номинации за четыре года до «китайского квартала».
Две из номинаций Николсона были за «Лучший актер в главной роли» («Пять легких пьес» в 1970 году и «Последняя деталь» в 1973 году), в то время как первая номинация на Оскар в его карьере произошла за четыре года до «Чайнатауна» (Лучший актер в Вспомогательная роль для «Беспечный ездок» в 1970 году).
Роль главного героя в «Чайнатауне» была написана, согласно собственным заявлениям Роберта Тауна, с учетом Николсона. Широкая арка персонажа, от сочувствующего и харизматичного, но несколько дерзкого, морально сомнительного детектива до все более разочарованного персонажа, очень тонкая и чрезвычайно хорошо выверенная.
Следующий этап, от бессилия разоблачать преступления через любые легальные каналы и действия, до экзистенциального гнева и в конечном итоге отставки («Забудь, Джейк, это« Китайский квартал »), возможно, был бы преодолен с некоторой степенью гистрионизма и дешевыми уловками, такими как как повышение громкости его голоса и использование измученных гримас меньшим актером.
Ничего подобного с Джеком Николсоном.
Он охватывает широкий спектр эмоциональных состояний и настроений - дерзкое отношение и сардонический юмор со своими двумя сотрудниками и некоторыми из его клиентов; нетерпение с акцентом китайского садовника; постепенно влюбляясь в Эвелин Малрей, но рассеивая свои истинные чувства; будучи полностью отталкивающим, но также профессионально заинтригованным предельной коррупцией и беспощадностью Ноа Креста.
Данавей, несмотря на сообщения о горьких жалобах на то, как Полански обращается с актерами на съемочной площадке, и радикальных разногласиях, возможно, управляет, вероятно, лучшим выступлением в своей карьере как уязвимая, невротическая жертва ее чудовищно оскорбительного отца, прячась за фасадом таинственного и капризного верха класс роковой женщины.
Феноменальная пара актеров для главных ролей удивительно сложного и неотразимого сценария.
Джек Николсон закончил свою беспроигрышную серию всего два года спустя, в 1976 году, в фильме Милоса Формана «Пролетая над гнездом кукушки».
4. Трагическое видение Романа Полански подрывает и превосходит нео-нуарские соглашения
Все режиссеры, работавшие с 1960-х годов в любой нео-нуарской картине, были очень осведомлены о тематических и эстетических соглашениях жанра.
Прежде всего, городская история предельной коррупции, обнародованная детективом, и неизбежное присутствие роковой женщины (по крайней мере, до определенного момента, когда Эвелин в конечном итоге становится трагической жертвой), кажется, помещает фильм Полански в классический нуар территория.
И, конечно же, на тематическом уровне это так.
Эстетика, тем не менее, не могла быть более противопоставлена крайним контрастам между хорошо освещенными областями и драматическими и экспрессионистскими тенями. Здесь нет искривленных голландских углов и искаженных снимков, сделанных по методу Жоне или Кубрика; такие как те, в «Доктор Странная любовь », снятая с широкоугольными линзами, указывающими на умственный дисбаланс персонажа.
Клиническая и высокоинтеллектуальная мизансцена Полански и глянцевая молния Джона Алонзо имеют ностальгический тон, поддерживаемый также навязчивой, романтической партитурой, написанной Джерри Голдсмитом.
Полански также привнес свою художественную ДНК в повествование. Роберт Таун предвидел историю невероятной величины коррупции, которую мы имеем в «китайском квартале», но достаточно странную, со счастливым концом. В первых черновиках сценария Тауна Гиттес смог наконец разоблачить заговор, выжить и жить долго и счастливо. Но Полански, конечно, не видел это таким образом.
Нечестивый Ноевский Крест, представляющий собой самоуверенность суперэлиты, которая считает себя выше закона, способен уйти от колоссальных мошенничеств с недвижимостью, изнасилований собственной дочери, убийств и совершенно ошеломляющих уровней коррупции.
Первое крупное разногласие между Полански и Тауне было по поводу концовки. Таун нашел окончание Полански мрачным и «слишком трагичным для его собственного вкуса», в то время как Полански почувствовал, что первый черновой счастливый конец, представленный Таун, был поверхностным и совершенно нереальным.
Второе серьезное несогласие касалось того, собирается ли главный герой спать с ледяной блондинкой, изображенной Фэй Данауэй. Таун был против, в то время как Полански считал, что в традициях нуара Эвелин должна соблазнить детектива и добавить еще один слой усложнения к и без того жесткому расследованию.
Тем не менее, это касается конвенции жанр нуар роковая женщина.
В известной и тревожной сцене, где Джек узнает, что Кэтрин, дочь Эвелин, также является дочерью Ноя Кросса; и что злой антагонист изнасиловал свою собственную дочь, заставив ее сбежать из дома, когда ей было 15 лет, кажущееся ледяное и манипулятивное роковое изображение Эвелин почти разбилось. Она открывается просто как еще одна трагическая жертва ее дьявольского отца.
Кроме того, еще одна разновидность жанра нуар, о которой Полански был кристально чист с самого начала, заключалась в том, что большинство сцен происходило при ярком дневном свете, а не в темноте и клаустрофобии.
Последняя сцена фильма, где Эвелин застрелена полицейским при попытке сбежать с девушкой, снята на месте в китайском квартале Лос-Анджелеса. После того, как система общественного освещения была значительно изменена, чтобы придать ей ощущение 1930-х годов, сцена была обработана Полански в почти документальном стиле.
Мы видим офицера, стреляющего в направлении машины Эвелин; другой парень останавливает его, и в этот момент коллега выдвигается вперед и возобновляет стрельбу. Машина останавливается и гудит, и в этот момент мы знаем, что Эвелин должна быть мертва, ее голова упала на рог.
Быстрая сковорода соединяет детективов и полицейских, снимающих сцену трагедии. Эвелин лежит мертвой, а ее дочь кричит в панике и отчаянии. Детектив поднимает тело Эвелин, а Ной Кросс закрывает глаза Кэтрин и уводит ее.
Последствия совершенно мрачные - цикл инцеста повторится, и жизнь Кэтрин также будет уничтожена.
Есть еще одна, гораздо более медленная панорама, заканчивающаяся на Гитте, который шепчет себе, как будто в трансе: «Как можно меньше», сокращенная форма профессиональной мантры, которую мы слышали раньше: «Делайте как можно меньше».
«Не вмешивайся в преступления и коррупцию элиты, если хочешь остаться в живых», - это то, что Таун неоднократно слышал от венгерского полицейского, который работал над делами в китайском квартале.
Трезвый, но честный безупречный.
5. Романтичный и призрачный счет Джерри Голдсмит
Удивительная вещь в опьяняющем счете Джерри Голдсмита для "Чайнатауна", который также получил номинацию на Оскар, была в том, что он был написан всего за 10 дней. Его привели, чтобы «спасти фильм» после того, как был отклонен первый счет.
Роберт Эванс предложил тип музыки, которая была бы подлинной для 1930-х годов, но Голдсмит вместо этого убедил продюсера пойти на что-то вне времени, так как эмоции персонажей выходят за пределы определенного периода времени.
Из титров титров мы слышим навязчивую и опьяняющую меланхоличную мелодию, бегущую по желтовато-охристой цветовой гамме, возможно подсознательно предполагающую сухой и засушливый ландшафт.
В отличие от многих дидактических и манипулятивных партитур в Голливуде, которые указывают или даже навязывают аудитории то, что они должны чувствовать в сцене, которая не вызывает таких чувств, классический балл Голдсмит усиливает эмоции, которые уже встроены в сцену, через историю, представление, и цветовая схема.
«Оскар за лучший оригинальный счет», однако, был выигран в том же году другим выдающимся композитором: пожизненным соавтором Феллини, Нино Рота для «Крестного отца, часть II».
6. Тема - тьма не в эстетике фильма, а в основе человеческой натуры.
Когда главный герой наконец обнажает крупную аферу с недвижимостью - покрытую шантажом, фальшивыми контрактами и, в конечном счете, убийством тех, кто противостоит ей (Холлис Малрей убит, а Джеку Гиттесу угрожают под дулом пистолета) - тема фильма катапультируется на просмотрите ответ Ноа Кросса на вопрос главного героя о вине. «Большинство людей не сталкиваются с тем фактом, что в нужное время, в нужном месте они способны на все».