В прошлом считалось, что спецэффекты годятся лишь для создания второстепенных персонажей и что главных героев и злодеев даже в фантастических и сказочных фильмах должны играть актеры. В наши дни, однако, этот миф забыт, и созданные с помощью компьютерной графики персонажи порой играют в кино столь же значимые роли, как герои, сыгранные людьми. Что это за персонажи?
1. Кролик Роджер – «Кто подставил Кролика Роджера» (1988)
При всех достижениях компьютерной анимации лучшим голливудским рисованным главным героем был и остается кролик Роджер, созданный с помощью традиционной «ручной» анимации. В отличие от большинства рисованных персонажей, Роджер не пытается казаться «таким же реальным, как люди», а наслаждается своей мультяшностью – то есть тем, что он не должен подчиняться законам физики и логики. В сочетании с остроумным и захватывающим сценарием, а также с очень убедительной игрой Боба Хоскинса, экранного партнера Роджера, уникальные особенности мультяшного кролика сделали его потрясающим героем, которым можно бесконечно любоваться.
2. Ракета и Грут – «Стражи Галактики» (2014)
Мы могли бы выбрать для нашего перечня одного из главных героев «Стражей Галактики», но зачем разделять превосходный дуэт? Маленький, но очень борзый енот Ракета и огромный и добродушный гуманоид-дерево Грут – самые причудливые персонажи картины, и поначалу студия Marvel сомневалась, что зрители придут на фильм с говорящим енотом и ходячим деревом. Но в итоге эти персонажи оказались не самой слабой, а едва ли не самой сильной составляющей космического приключения. Их создание было таким сложным, что над Грутом и Ракетой работали две разные студии компьютерной графики – Moving Picture Company и Framestore.
3. Цезарь – «Восстание планеты обезьян» (2011)
«Восстание» начинается как история о людях, но как только в кадре появляется разумный шимпанзе Цезарь, он быстро становится главным героем. Прежде в цикле «Планета обезьян» заглавных персонажей играли люди в пластическом гриме, но в «Восстании» было решено использовать компьютерную графику, которая позволила сделать пушистых приматов более правдоподобными сочетаниями животной биологии и человеческого разума. Цезарь получился особенно хорошо – сочетание игры Энди Серкиса и графики студии Weta Digital подарило зрителям одного из лучших эпических героев из блокбастеров последних лет.
4. Чудовище – «Красавица и Чудовище» (2017)
Не было никакой художественной необходимости снимать игровой ремейк классического диснеевского мультфильма. Но деньги сказали свое веское слово, и новые «Красавица и Чудовище» вышли в свет, чтобы заработать 1,2 миллиарда долларов. Когда художники ленты создавали Чудовище, им надо было нарисовать компьютерного персонажа, который не только убедит зрителей в своей реальности, но и заставит поверить, что в это существо можно искренне и глубоко влюбиться, хотя выглядит оно монструозно. Это была сложнейшая задача, и компьютерщики Digital Domain блестяще ее решили.
5. Кинг Конг – «Кинг Конг» (2005)
Можно написать много хорошего о том, как изображен Кинг Конг в недавнем блокбастере «Конг: Остров черепа», но все же в предшествующей картине Питера Джексона Конг был трогательнее и душевнее. Недаром лента получила несколько наград, включая «Оскар», за свои визуальные эффекты, что в ее случае в основном означало «за изображение Конга». Движения и мимику гигантской гориллы сыграл Энди Серкис, который с тех пор стал мэтром изображения компьютерных разумных животных. Критики в 2005 году писали, что рисованный Конг переиграл некоторых ведущих актеров ленты.
6. Балу – «Книга джунглей» (2016)
В старину художники говорили, что проще всего нарисовать ангела, потому что его никто не видел, а сложнее всего нарисовать корову, потому что ее видели все и каждый может указать на ошибку. Поэтому создавать «Книгу джунглей», где почти все персонажи – реальные обитатели джунглей, а не вымышленные создания, было труднее, чем рисовать фэнтези или фантастику. Однако студии Moving Picture Company и Weta Digital отлично справились с этой задачей. Они создали убедительных волков, тигра, пантеру… И, конечно, обаятельного медведя Балу – главного четвероногого героя ленты.
7. Дейви Джонс – «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006)
В то время как в первых «Пиратах Карибского моря» главный злодей преимущественно выглядит как человек, во второй и третьей сериях эпопеи колоритный морской злодей Дейви Джонс предстает как симбиоз моряка, осьминога и лобстера. Поэтому для его изображения использовалась компьютерная графика. Сперва планировалось, что в нарисованное «лицо» персонажа вклеят глаза и губы Билла Найи, который озвучил Джонса, но художники Industrial Light & Magic обошлись без коллажа и полностью нарисовали Джонса на основе съемок и сканов Найи. Вообще, все подводные моряки в «Сундуке мертвеца» нарисованные, кроме Билла Тернера-старшего, которого Стеллан Скарсгард сыграл с помощью пластического грима.
8. Нейтири – «Аватар» (2009)
«Аватар» Джеймса Кэмерона – не лучшее повествование мастера. Зато это его самая размашистая постановка, для которой Кэмерон вместе с художниками и аниматорами создал целый фантастический мир, населенный удивительными созданиями и заполненный потрясающими пейзажами и невероятными растениями. «Венцом творения» стала главная героиня Нейтири – решительная принцесса народа на’ви, благодаря которой главный герой-человек переходит на сторону аборигенов. По словам Кэмерона, ему как-то приснилась четырехметровая инопланетянка с голубой кожей, и он тридцать лет ждал, когда технологии разовьются настолько, что он сможет заселить целую планету подобными созданиями. Над картиной трудилось более 900 аниматоров из спецэффектной студии Weta Digital и 4 тысячи серверов, рассчитывавших компьютерную графику.
9. Драко – «Сердце дракона» (1996)
Первый голливудский эксперимент по созданию ведущего персонажа с помощью компьютерных эффектов, добродушный дракон Драко изначально был задуман как кукольный герой. Но когда режиссер Роб Коэн увидел «Парк Юрского периода» и узнал о достижениях аниматоров студии Industrial Light & Magic, он убедил продюсеров сделать Драко рисованным. В результате получился очень обаятельный и мудрый «монстр», который, как и должно быть по сюжету, кажется живее и человечнее некоторых персонажей-людей. Неизбежные анимационные огрехи компенсирует шикарный голос Шона Коннери, который озвучил Драко.
10. Оптимус Прайм – «Трансформеры» (2007)
Продюсировавший «Трансформеров» Стивен Спилберг просил режиссера Майкла Бэя не перебарщивать с компьютерной графикой и как можно чаще использовать «реальные» эффекты. Поэтому многие взрывы и трюки картины были самыми настоящими, а не рисованными. Роботов-трансформеров, однако, создавали не декораторы, а художники студий Industrial Light & Magic и Digital Domain. Дизайны и анимация разумных машин были столь сложными, что каждый кадр рассчитывался по полтора дня, хотя компьютерщики использовали огромную процессорную «ферму». Зато лидер автоботов Оптимус Прайм никогда прежде не выглядел так эффектно!